Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Санкт-Петербургский техникум отраслевых технологий, финансов и права

приёмная комиссия (812) 409-75-81
учебная часть (812) 409-75-79


Студенческая жизнь

76-летие прорыва морской минной блокады Ленинграда

14.06.2022

5 июня Санкт-Петербург отметил 76-летие прорыва морской минной блокады Ленинграда.
Дата 5 июня, День прорыва морской минной блокады Ленинграда, внесена в Закон Санкт-Петербурга «О праздниках и днях памяти в Санкт-Петербурге». 
После полного снятия блокады Ленинграда в январе 1944 года и после выхода Финляндии из войны в сентябре того же года, появилась возможность для проведения операции боевого траления по очистке Финского залива от мин. Однако, когда закончилась война, Финский залив все еще оставался районом, закрытым для прохождения судов.
Ограниченное морское сообщение Ленинграда с «большой землей» поддерживалось только по предоставленному Финляндией шхерному фарватеру, проходящему по внутренним водам этого государства. Он был предназначен для прохождения судов малого водоизмещения. Поэтому сразу же после окончания войны важнейшее государственное значение приобрело восстановление традиционного глубоководного выхода из Ленинграда в Балтийское море по Финскому заливу, тем более что морские порты Прибалтики были полностью разрушены.
После полного снятия блокады Ленинграда в январе 1944 года и после выхода Финляндии из войны в сентябре того же года, появилась возможность для проведения операции боевого траления по очистке Финского залива от мин. Однако, когда закончилась война, Финский залив все еще оставался районом, закрытым для прохождения судов.
Ограниченное морское сообщение Ленинграда с «большой землей» поддерживалось только по предоставленному Финляндией шхерному фарватеру, проходящему по внутренним водам этого государства. Он был предназначен для прохождения судов малого водоизмещения. Поэтому сразу же после окончания войны важнейшее государственное значение приобрело восстановление традиционного глубоководного выхода из Ленинграда в Балтийское море по Финскому заливу, тем более что морские порты Прибалтики были полностью разрушены.
До войны основным фарватером для такого морского сообщения был Большой корабельный фарватер, который за годы морской блокады оказался многократно перегорожен минными заграждениями. По решению правительства СССР именно этот фарватер и предстояло открыть для безопасного прохождения кораблей и судов в первую очередь. Несколько месяцев мужественным балтийским минёрам пришлось «прорубать» во вражеских минных заграждениях новое «окно в Европу». Враг хорошо позаботился о том, чтобы сделать свои минные поля практически неприступными. Их специально окружали небольшими минами – «минными защитниками», в большом количестве ставили мины-ловушки и использовали другие ухищрения, затрудняющие траление и делающие его чрезвычайно опасным.
Расчистка фарватера от мин, начавшаяся осенью 1944 г., завершилась к началу июня 1946 года. Перед открытием фарватера по нему был совершён одновременный переход четырёх дивизионов тральщиков с поставленными тралами. В результате траления был вытравлено еще несколько мин.
Именно 5 июня 1946 года Гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота оповестил мореплавателей об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до фарватера Таллинн - Хельсинки, имеющего уже к тому времени сообщение с Балтийским морем. Тогда вновь в полную силу заработал Ленинградский морской порт. Окончился первый этап прорыва минной блокады Ленинграда.
Всего за годы Великой Отечественной войны на Балтийском море погибло и затонуло 130 тральщиков. За время разминирования Финского залива и Балтийского моря более пяти тысяч моряков не вернулись на родные базы, но они сделали все возможное ради мира и безопасности судоходства по Большому корабельному фарватеру.
В память о моряках, воевавших и служивших на тральщиках,  в Санкт-Петербурге на Елагином острове установлена памятная стела «Морякам тральщиков».

тральщик2.jpg

Вернуться ко всем новостям